Иван (monop) wrote,
Иван
monop

Category:

А как там с русским образованием в Латвии?

Русские из Латвии уезжают в Европу. Это по-настоящему русские люди, у них русские дети, умные и талантливые дети. Почему и зачем их, русских, нужно отдавать Европе? Если уж они уезжают из Латвии, то Россия должна сделать все возможное, чтобы эти умные и талантливые дети ехали на историческую Родину. Это прекрасно поняли наши коллеги в СПбГУ — наши ученики получили прекрасные шансы учиться в одном из лучших вузов страны. Очень хотелось бы, чтобы это дошло наконец и до государственных структур, чтобы Россия начала вкладывать в проекты, типа нашего, силы и средства. Мы тут, конечно, героические энтузиасты, но развиваться дальше без поддержки со стороны исторической Родины все же будет трудно. К тому же, наш проект универсален, он применим в условиях любой страны, где есть русская диаспора.

https://eadaily.com/ru/ampnews/2019/11/28/vazhno-chtoby-deti-sootechestvennikov-ehali-v-rossiyu-a-ne-v-drugie-strany

Отважные русские люди из Режицы сумели объединиться, навести мосты с Санкт-Петербургским Университетом и обеспечить русским старшеклассникам бесплатное (!) образование с возможностью поступления в престижный российский ВУЗ. Это начинание вызвало настолько сильное возмущение в среде местного чиновничества , что было решено перехватить инициативу и ввести в четырех школах города Резекне 40 часов в неделю дополнительного обучения русскому языку и литературе, из городского бюджета на эти цели выделено более € 5 000; обеспокоились шпрехенфюреры и из соседней Даугавы: вероятно, там также введут послабления для унтерменшей.
Сегодня русские классы с дистанционным обучением существуют в Режице, Даугаве и Риге.

Как это произошло, как устроено обучение и каковы перспективы?

[Spoiler (click to open)]
Власти Латвии взяли курс на окончательное искоренение в стране образования на русском языке. В 2018 году парламент и президент страны приняли закон об изгнании русского из процесса преподавания в государственных и частных школах, а в 2019-м эти решения подтвердил Конституционный суд государства. В этих условиях русские жители Латвии начинают всё больше интересоваться дистанционным онлайн-образованием. В конце 2018-го в стране открылась первая русскоязычная онлайн школа — инициатива ее создания принадлежала русскому общественнику из Резекне Вадиму Гилису. О том, как развивается этот проект, EADaily рассказывают сам Вадим Гилис и и. о. директора Центра языкового тестирования Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Дмитрий Птюшкин.

— Насколько активно русские родители Латвии интересуются идеей онлайн-образования? По каким признакам об этом можно судить? И сколько человек уже воспользовалось такой возможностью?

В. Гилис: — Интересуется огромное количество родителей. Признаки просты — это запросы, поступавшие и поступающие на мою электронную почту. Но надо сказать, что интересуются больше родители учеников младших и средних классов. Судя по всему, дети именно этих возрастных групп сегодня испытывают наибольшие трудности. Мы же работаем, в основном, с учениками 10−12 классов. Тут своя специфика. Это уже во многом вполне сформировавшиеся молодые люди, знающие, что именно они хотят получить в ходе наших занятий. Эти ребята и сами интересуются весьма активно, сами принимают решение о том, будут ли они участвовать в проекте. Многие из них ставят перед собой конкретную цель — получение высшего образования в России. И именно для этого они приобретают у нас те знания, которые не могут получить в современной латвийской системе образования. За первый год обучения наши школу посетили около семидесяти человек.

— Как вообще проходят уроки в онлайн-школе? Детей свозят в одно помещение, они находятся вместе? Происходит ли диалог детей с преподавателями?

В. Гилис: — Мы пошли несколько иным путем в организации самого процесса обучения, нежели традиционные онлайн-школы. Изначально мы решили, что будем создавать этакие учебные коллективы. Наши дети собираются вместе. В прошлом году так было в Резекне и Даугавпилсе. В этом году у нас получилось и в Риге — в Учебном центре Натальи Алиевой. Соответственно, идет не только диалог между детьми и преподавателями, но и общение школьников между собой. У нас складывается, скажем так, коллектив единомышленников. Наши ребята, ученики разных школ, начинают активно общаться и во внеучебное время. В прошлом году мы и праздники вместе праздновали — Новый год, 9 Мая. Наши ученики участвовали в марше «Бессмертного полка». Мне это кажется очень важным.

В каждом нашем классе находятся, скажем так, модераторы — это люди с педагогическим образованием. Замечу, работают они совершенно бесплатно, так сказать «за идею», проводя с детьми каждую субботу по три-четыре часа. Сказать честно, я не думаю, что это правильно. Каждый труд должен быть оплачен, но средств на это у нас нет. Потому и проявляем энтузиазм. Во всяком случае, наши занятия всегда будут оставаться для школьников совершенно бесплатными.

— А кто преподает в онлайн-школе, что за квалификация у этих людей?

Д. Птюшкин: — Занятия для школьников ведут квалифицированные преподаватели академической гимназии имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета. Это старейшее в своем роде образовательное учреждение, которое является частью первого университета России. Конечно же, привлекаемые преподаватели являются профессионалами и фанатами своего дела, которые сознают важность той работы, которая ведется в рамках онлайн-школы.

Отмечу, что ко второму учебному курсу добрых отзывов о работе оказалось так много, что появился большой интерес к такому проекту и в других местах. Если в декабре 2018 года мы начинали работу в одной лишь Латвии, то сейчас к нам присоединились заинтересованные коллеги из Казахстана, Эстонии и даже Испании. Смотрят лекции ребята из Риги, Даугавпилса, Резекне, Юрмалы, Таллина, Нарвы, Нур-Султана, Алма-Аты, Барселоны, Мадрида и других мест. В дальнейших планах — реализация этого проекта в Узбекистане, Таджикистане, Сирии, Италии, Германии, Великобритании.

— Какие впечатления остаются у детей и родителей от обучения в онлайн-школе? Что они говорят по этому поводу, довольны ли они?

В. Гилис: — Судя по отзывам, впечатления весьма положительные. Дело в том, что для молодых людей открываются совершенно новые, незнакомые им разделы знаний. В основном это касается такого предмета, как история. Человеку, живущему в России, окончившему школу в РФ, на самом деле трудно представить себе, что точно такой же русский человек, для которого русский язык является родным, может не знать самые азы отечественной истории. Дело в том, что русский язык и литературу в латвийских русских школах пока преподают более-менее пристойно — наши дети показывают хорошие результаты по этим предметам. Но вот истории России просто нет в школьной программе, изучать же ее самостоятельно не всегда получается. А ведь знание истории своего народа — это залог того, что наши молодые люди сохранят свою национальную идентичность. Мне думается, что родители наших учеников осознают, насколько это важно и довольны тем, что их дети получают у нас те знания, которые недоступны для них в школе. Кстати, поступали и положительные отзывы и от учителей наших средних школ. Они, увы, не всегда имеют возможности учить детей тому, что знают сами. Такова, увы, наша местная реальность.

— На какой срок намечен курс онлайн-школы, какие предметы он в себя включает?

Д. Птюшкин: — Курс этого года начался 19 октября и продлится до конца мая. По каждому из предметов запланировано по 32 урока. Лекции содержат в себе элементы школьной программы выпускных классов российской школы по соответствующим дисциплинам. В ближайшее время планируется расширение линейки дисциплин. Мы активно думаем по поводу курса по географии и точным наукам. Плюс, рассматриваем возможность преподавания русского языка не только в формате школьной программы, но и как курс по русскому как иностранному.

— Получат ли дети по окончании курса какие-либо документы, дипломы, сертификаты? Будут ли эти документы иметь какую-либо силу?

Д. Птюшкин: — По итогам освоения предложенной программы ребята получат соответствующий сертификат. Кроме того, при наличии интереса, они могут пройти государственное тестирование по русскому языку, как иностранному (ТРКИ). Но ценность нашей школы не в выдаваемых бумагах, а в тех знаниях, которые мы предлагаем и которые невозможно получить там, где живут и учатся ребята.

При этом, слушатели могут участвовать и в иных образовательных проектах СПбГУ, которые дают баллы при поступлении в Университет. Например, многие наши курсисты в этом году заняли призовые места в рамках олимпиады СПбГУ по русскому языку. Отмечу, что соревновались в ней школьники и студенты из 82 стран. Да и сертификат ТРКИ при подаче документов в СПбГУ станет большим плюсом.

— Как относятся к деятельности онлайн-школы латвийские власти? Не пытаются ли вставлять палки в колеса?

В. Гилис: — Пока колеса крутятся, никаких палок не замечено. И хотя весной 2019 года СГБ (Служба Госбезопасности) Латвии выпустила заявление о том, что рассматривает альтернативное русское образование как угрозу государственной безопасности, пока никто никаких карательных мер к нам не применял. Надеюсь, что и не применит. Это уже было бы паранойей и охотой на ведьм со стороны властей. Хотя, в нынешней реальности разгара русофобии в Прибалтике ожидать можно всякого.

— Не спровоцирует ли, по вашему мнению, запрет русских школ массового исхода русских из Латвии?

В. Гилис: — Массовый исход из Латвии успешно совершают представители всех национальностей, в первую очередь сами латыши. Это связано, по большей части, с экономической ситуацией в стране. Русские тоже бегут от экономических трудностей. Тем не менее, все эти проблемы с русским образованием тоже вносят свою лепту. Дело в том, что в прежние годы русские школьники получали вполне пристойное образование в базовых дисциплинах и в то же время хорошо осваивали латышский язык. Теперь же с каждым годом качество знаний в естественных науках падает, а на одном латышском языке далеко не уедешь. В радиусе 500 километров еще как-то устроишься, а вот дальше уже нужны знания в самых разных сферах. Зачастую русские школьники в Латвии ими не обладают, ибо изучать естественнонаучные дисциплины на неродном языке все же трудно.

Вот здесь я бы хотел высказать одну важную, на мой взгляд, мысль. Мне кажется, что сегодня Россия должна максимально озаботиться этой ситуацией. Русские из Латвии уезжают в Европу. Это по-настоящему русские люди, у них русские дети, умные и талантливые дети. Почему и зачем их, русских, нужно отдавать Европе? Если уж они уезжают из Латвии, то Россия должна сделать все возможное, чтобы эти умные и талантливые дети ехали на историческую Родину. Это прекрасно поняли наши коллеги в СПбГУ — наши ученики получили прекрасные шансы учиться в одном из лучших вузов страны. Очень хотелось бы, чтобы это дошло наконец и до государственных структур, чтобы Россия начала вкладывать в проекты, типа нашего, силы и средства. Мы тут, конечно, героические энтузиасты, но развиваться дальше без поддержки со стороны исторической Родины все же будет трудно. К тому же, наш проект универсален, он применим в условиях любой страны, где есть русская диаспора.


По мотивам предыдущего поста и обсуждения
Tags: Латвия, русские
Subscribe

promo monop may 7, 2016 15:25 44
Buy for 10 000 tokens
Терские песни поют​* Трифон Романович Миронов и Константин Липатович Морозов из станицы Червлённой (оба 1892 г.р.). А по морю морю синему морю синему Хвалынскому там возбегивал червон корабль ровно тридцать было кораблей как один из них наперёд скоро бежит уж он нос держит по звериному уж он…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment